Служба школьной медиации

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) своими силами разрешают свою конфликтную или проблемную ситуацию, неся ответственность за все принятые решения.

Восстановительная медиация это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или ситуаций правонарушений.

Ведущий восстановительных программпосредник, независимый и нейтральный, помогающий сторонам спора или конфликта достигнуть соглашения, при этом все решения принимаются самими участниками конфликтной ситуации.

Куратор службы школьной медиациисотрудник школы, осуществляющий руководство и управление службой медиации. Обязательна подготовка в качестве ведущего восстановительных программ, проводит восстановительные программы сам или вместе со школьниками —  волонтерами службы медиации.

Служба школьной медиации (примирения) — утвержденная приказом директора образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации под руководством взрослого куратора осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации и восстановительных технологий.

Цель службы школьной медиации  —   формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Задачи службы примирения:

— снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.

— развитие различных видов восстановительных программ.

— передача ценностей восстановительной культуры (ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.

— включение восстановительного подхода в существующие в школе формы управления и воспитания (родительские собрания, педагогические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.

 Структура службы примирения

В активно действующую школьную службу примирения входит один или несколько взрослых кураторов, а также школьники-волонтеры 6-11 классов.

Состав службы школьной медиации

куратор, педагог-психолог: Горшенина Екатерина Вячеславовна —

Школьники-волонтёры, прошедшие обучение:

  • Маргарита Попова (8 Б)
  • Таисия Лихушина (10 а)
  • Екатерина Манаширова (8 Б)
  • Николаева Анастасия (9 А)
  • Эвилина Чхеидзе (9 Д)
  • Амалия Гималова (8 Д)

Принципы восстановительного подхода, относящиеся к результату восстановительной программы

Восстановление понимания. Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.

Заглаживания вреда. Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды), насколько возможно, силами самого обидчика.

Исцеление жертвы. Если в ситуации была жертва, то ее исцеление и выход из позиции жертвы в процессе заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

Ответственность сторон. Принятие самими участниками конфликтной ситуации  (если стороны конфликта равны) на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений, ориентация на их ответственное поведение.

Создание условий для исключения повторения подобного в будущем. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого-либо из участников.

Участие родителей и значимого окружения в нормализации ситуации. Восстановление ответственной родительской позиции по отношению к ситуации и к своему ребенку. Помощь близких и значимых людей в актуализации у участников нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.

Принципы восстановительного подхода, относящиеся к процессу проведения восстановительной программы

 Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до ее начала, так и в ходе самой программы.

Информированность сторон. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность ведущего . Ведущий в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда.

Конфиденциальность. Восстановительная программа носит конфиденциальный характер. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации. Ведущий может вести записи для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и ведущего. Ведущий отвечает за безопасность участников на совместной встрече, а также за соблюдение принципов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ несут участники. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Виды восстановительных программ

Круг ответственности —  первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников,   с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса чувствуется невысказанная напряженность).

Программа примирения — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).

Восстановительная медиация — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.

Круг сообщества — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.

Семейный совет — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

Программа по заглаживанию вреда — вторичная профилактика  и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п.— обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

«Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.

Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.

Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации  для администрации и управленческо-педагогической команды образовательной организации — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.

Применение восстановительных программ в учебно-воспитательном процессе

 Восстановительный подход может встраиваться в существующие формы работы:

  • Педагогический совет и методические объединения в формате «Круга сообщества» (как по проблемным ситуациям, так и с целью развития образовательной организации).
  • Совет профилактики в формате «Программы по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда».
  • Родительское собрание в формате «Круга сообщества».
  • Встреча сотрудников школы с родителями обучающихся по их жалобе в формате медиации либо Семейной конференции.
  • Работа с групповым обращением (жалобой группы родителей) в том числе по проблемным ситуациям с обучающимися с ОВЗ —  в формате Школьно-родительского совета.

Служба медиации проводит  тренинги и занятия с учащимися направленные  на обучение  конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.